Интервью Хоакина Феникса Дейв Келхоун обсуждает биографический фильм Джонни Кэша «Пройти по черте» со звездой 'Гладиатора'.
Когда Хоакин Феникс закончил съемки в картине «Пройти по черте» - новом
биографическом фильме, где он играет Джонни Кэша в наиболее беспокойный
период жизни кантри-певца - в его жизни творилось что-то необъяснимое:
он слишком много пил, он был истощен, он не знал, что ему делать. Роль Человека в Черном отбирала у Феникса каждую частичку умственной и
физической энергии, какая только у него была. В течении более чем одного
года он учился играть как Кэш, петь как он, ходить как он, говорить как
он. А после того, как съемки закончились, ему стало нечем заняться,
некуда применить долгие месяцы подробного изучения жизни и музыки Кэша. «Это была сверхъестественная вещь», - рассказал 31-летний Феникс, когда
я встретил его в саду Лос-анжелесской гостиницы, где он непрерывно
курил и пил лимонад. Он говорит, так же как и курит - напряженно. «Когда
работа над фильмом закончилась, я чувствовал себя покинутым, абсолютно
сбитым с пути. Это была роль, над которой я работал дольше всего. Все,
что я делал каждый день - это читал о Джоне или слушал Джона. Везде был
Джон». И это видно на экране. Феникс достиг гораздо большего, чем
просто впечатление о Кэше. Физически он перевоплотился в певца: его
губа, его вялая походка, его уникальная привычка сутулиться и то, как он
держал гитару во время живого выступления. Также эмоционально на
протяжении всего фильма он показывает определенную нервозность Кэша,
которая влияет на всю карьеру певца. «Это не метод, это - порыв
отчаяния»,- Феникс пожимает плечами, стараясь объяснить узость зрения,
которую он применяет для каждого перемещения туда-сюда. Только полное
погружение в работу для него, по его словам, настоящая задача при
изображении героя столь же непростого как Кэш в 1960-ых. Поэтому мало
удивительного в том, что Феникс столкнулся с проблемой, с концом
съемочного периода. Роль стала его жизнью. «Именно тогда я начал
пить, - вспоминает Феникс. - Я не напивался каждый день, но в моей жизни
не было решительно ничего, чем я мог бы заняться, чего-нибудь, что не
дало бы мне чувствовать себя подавленным. Я налегал на алкоголь, чтобы
чувствовать себя хорошо. Вот так все и было». Собственное
злоупотребление Кэша алкоголем и наркотиками - ключевая тема «Пройти по
черте». Фильм охватывает период с его рождения в сельском Арканзасе в
1932 до первого периода его карьеры - середина 50-ых - конец 60-х -
когда он вечно был на гастролях и сидел на «алкогольной диете»,
бензидрине, дексидрине и дексамиле. Успех к Кэшу пришел быстро. В 1955 его первый сингл 'Cry, Cry, Cry' хорошо разошелся; на следующий год, 'I Walk the Line' продержался в чартах страны 10 месяцев. Кэш стал пользоваться спросом как живой исполнитель. Неудивительно, его семейная жизнь, страдала от бесконечных гастролей:
его брак с Вивиан Либерто - на которой он женился по возвращении из
обязательной службы в Воздушных Силах в Германии в 1954 - формально
длился до 1967, но фильм демонстрирует, на чем базировались их
отношения. «Я никогда не видел подобного расписания, - говорит
Феникс. - Концерт, сборы вещей, гастроли … Концерт, сборы вещей,
гастроли … Человек был в движении. Без остановок». В 1965 Кэш был
арестован в аэропорту Эль-Пасо в штате Техас, после того как сотрудники
таможни нашли в его гитаре сотни таблеток. На фотографии он выглядит
изможденным и больным. В то время друзья полагали, что Кэш рано
отправится в могилу, как и его почти современник Ханк Виллиамс. «Большая часть фильма посвящена Кэшу, который пытается везти трезвый
образ жизни, что, и заставило меня думать об умеренности. Тогда я понял,
что быть трезвым - одна из наиболее отважных и трудных вещей, потому
что это - жизнь по принципам жизни, а устанавливать их нелегко».
Слишком часто Голливудские биографические фильмы низко оцениваются,
когда дело доходит до точности и правдоподобия. Они используют простые
темы и очевидные подходы, чтобы замаскировать сложности и противоречия,
которые свойственны любой жизни. Кое в чем, «Пройти по черте» не
является исключением: это по существу история отношений Кэша с певицей
Джун Картер (Reese Witherspoon). Это рассказ об искуплении через любовь,
который заканчивается женитьбой Кэша на Картер, его партнерше по
гастролям и в то же время любовнице, в 1968. Фильм спорит (и это
никакое ни открытие) что это был брак, который, наконец, побудил Кэша
начать жизнь заново и идти прямо (столь прямо, что фактически, к началу
70-ых у него было собственное теле-шоу, и он стал иконой возрожденного
Христианства с подачи Президента Никсона). Тем не менее, благодаря
автору сценария и режиссеру Джеймсу Мэнголду ('Girl, Interrupted', 'Cop
Land') любовная история Джони & Джун не затмила реальности таланта
Кэша, как музыканта. Он превратил фильм в представление, в котором есть
необычная и волнующая подлинность, которая, конечно, зависела и от игры
Феникса, его стремления научится вести себя как Кэш. Главный момент
«Пройти по черте» - это жизненная сцена, которая открывает и закрывает
кинофильм: в 1968 Кэш сидит в Фолсомской тюрьме в Калифорнии, где был
записан легендарный живой альбом 'Johnny Cash at Folsom Prison'.
«Это было удивительно, - говорит Феникс. - Это, действительно, то, что
вернуло Джона. В некотором отношении он потерял из виду то, что он
хотел. Склонность (к алкоголю и наркотикам) была большой частью этого.
Тогда он понял, что его музыка обогащала людей, о которых забыло
общество, и глубоко воздействовала на заключенных. Он получал письма от
поклонников из тюрьмы, и это изменило его». Сцены в фолсомской
тюрьме снимались на огромном складе в Мемфисе. Несколько сотен
татуированных здоровяков наблюдали как Феникс, одетый в черный костюм, в
черных ботинках и белой рубашке, появился на самодельной сцене и
сказал: «Привет, я - Джонни Кэш. Этот концерт записывается для выпуска
альбома на Columbia Records, так что Вы не можете говорить «ад» или
«дерьмо» или ничто вроде этого». «Мы снимали ту сцену с несколькими
камерами, так что могли играть всю песню целиком. Это было как реальное
представление. Если Вы слушали альбом, Джон действительно насмехается
над охранниками, и я проделал с командой ту же самую вещь. В одном
месте, один из микрофонов загорелся. Все были близки к сумасшествию, а
мы только начали играть 'Ring of Fire'. Это был один из самых забавных
случаев. Это было так натурально». Приблизительно за 6 месяцев до
того, как Кэш умер, в сентябре 2003, Феникс был приглашен на обед в дом
певца в Нашвилле. Тогда картина «Пройти по черте» была, все еще, в
стадии разработки и Феникса должны были утвердить на роль певца.
Тем не менее, Кэш вероятно примерял на него эту роль. На обеде Кэш
признался, что восхищен Фениксом. Он объяснил, что тот понравился ему в
роли развращенного и конспиративного императора Коммода в «Гладиаторе».
«Он смаковал каждое слово моей фразы (из фильма «Гладиатор») и делал
это лучше чем, когда-либо это делал я. Мы действительно хорошо провели
время за обедом. Каждый молился. Он был очень религиозен и чувствовал
сильную связь с Богом. Он раскрывал черты характера моего героя в '
Гладиаторе ' - один из самых садистских, злых персонажей, которых может
сыграть актер. Он излагал это, смакуя каждое слово. Это было Джон. Это
две равные вещи - тьма и свет. Полноценный человек, не отрицающий ни
одного, ни другого». |