1
2
3

 

P R E S S
Статьи Интервью Разное Рецензии на фильмы

Гладиатор. Часть 2
Штука посильнее "Спартака" - "Гладиатор" Ридли Скотта

Что мы помним о таких образцах исторического эпоса, или, как принято говорить за рубежом, пеплума, как "Бен Гур" и "Спартак"? Первый прославился рекордным количеством взятых "Оскаров" (о чем заговорили вновь после аналогичного числа статуэток у "Титаника"), второй - благородной статью Кирка Дугласа в римской тоге. Мечи и колесницы, гладиаторские бои и восстания рабов, интриги сенаторов и публичные зрелища на огромных аренах. Лет сорок уже не обновлялся жанр, не вызывая интереса у фабрики грез. Не с этим ли связано обращение Ридли Скотта к проекту, который, по слухам, вырос из замысла фильма об Александре Македонском, где главную роль должен был играть Том Круз? Тогда что-то не состоялось, позже Круз был долго занят на съемках "Широко закрытых глаз" у Кубрика (автора "Спартака"), и режиссер обратился к другому сценарию. Скотт вспоминает, что желание снять эпическую драму на темы древнеримской истории укрепилось в нем после того, как он увидел картину художника XIX века "Pollice Verso" (в переводе "Большие пальцы, показывающие вниз"). Теория кнута и пряника, поощряемая римскими правителями и явно воплощенная в этой картине, требовала развлечений. Ими и стали гладиаторские бои.

Главный герой - военачальник Максимус (Рассел Кроу), ставший гладиатором. Его неожиданная популярность угрожает жестокому новому императору - сыну Марка Аврелия Коммоду. Когда-то старый Марк Аврелий (Ричард Харрис), разочаровавшись в родном сыне, мечтал видеть преемником своего любимца Максимуса. Согласно историческим источникам, император умер своей смертью, сценаристы же сделали его жертвой сынка-отцеубийцы. Любопытна историческая справка и о Коммоде, мало уступавшем в дурной славе Калигуле: требовал обращения к себе как к Богу, казнил свою сестру Люсиллу за участие в заговоре против него (в фильме сестра - к тому же его покорная любовница), содержал гарем из 300 наложниц и 300 мальчиков. Обожая гладиаторские бои, собственноручно наносил смертельный удар поверженным, но еще живым бойцам. Это чудовище увлеченно играет молодой актер Хоакин Феникс, брат знаменитого Ривера. Хоакин переиграл кучу порочных подростков с томной пластикой, и здесь, в императорской мантии, с синими тенями под глазами, он вполне узнаваем. Его антипод Максимус, считая себя представителем великой державы, все же опасается принимать бразды правления империей. Рассел Кроу играет человека, вынужденного использовать гладиаторскую машину смерти для мести Коммоду за убийство своей семьи. Он становится героем, которого боготворит толпа.

Зрелищные сцены в фильме потребовали от актеров и режиссера особого мастерства. Отличная спортивная подготовка Кроу была подвергнута таким испытаниям, что к концу съемочного марафона на бедном актере не оставалось живого места. Студия по-своему заботилась о звездах: Кроу прислали напоминание, что по контракту ему в свободное время запрещено играть в футбол. Дескать, его могут травмировать. Как раз в те дни снимались сцены с хищниками на арене. Актер послал ответную записку: "Я могу бороться с четырьмя тиграми, но не могу играть в футбол? Уж это вы как-нибудь переживете. С любовью, Рассел".

Для фильма было специально изготовлено более 2500 различных видов оружия. Скотт даже предложил заново разработать и создать римский эквивалент автоматического оружия - многострельный арбалет. Художники по костюмам просмотрели тысячи книг и посетили десятки музеев и галерей. Стиль эпохи передан безупречно. От простых туник гладиаторов до впечатляющих доспехов военачальников и роскошных костюмов членов императорской семьи.

Но это все были мелочи по сравнению с грандиозной задачей воплотить на экране Колизей во всей его мощи. На Мальте рабочие построили часть первого этажа массивного трехэтажного чуда, а также соорудили подвалы Колизея, которые включали технологически грубые, но тщательно продуманные системы лифтов, поднимающих гладиаторов на поле битвы и к самому выходу на арену. Все же остальное было привнесено в кадр компьютерной графикой. И Ридли Скотт еще раз доказал, что он умеет работать с современными технологиями. Запылившийся жанр заиграл новыми красками; в первые две недели проката "Гладиатор" окупил свой бюджет - 103 миллиона долларов.

Публике, как показала российская премьера картины, неважно, что человек теряется среди мечей и катапульт под палящим солнцем Рима. На экране толпа скандирует "Максимус", недовольно морщится вероломный и распутный император, выбегает на арену орда его телохранителей, и ты, посетитель кинозала "Пушкинский", слышишь голос переводчика "за кадром": "Бросай оружие, бля!"

Между прочим, основная аудитория - подростки - улюлюкает всю картину, приветствуя древнеримские бои не хуже, чем успехи всевозможных "крутых" в современных фильмах о бандитах. Благородный оттенок миссии героя Кроу их мало заботит. Все же главное - хлеба и зрелищ. А в этом умении Голливуду ничего не противопоставишь.

Оксана Гаврюшенко

___

Двойной удар Содерберга

СНАЧАЛА о грустном. Фильм Алексея Учителя "Дневник его жены", выдвигавшийся на "Оскара" от России, в номинацию не попал. Когда мы спрашивали режиссера о его шансах на главную американскую кинонаграду, он застеснялся: "Учитывая, что "Танцующая в темноте" тоже выдвинута, нам бы в номинацию попасть". В номинацию Учитель не попал, но и Триеру повезло не больше. Американская Киноакадемия гордо проигнорировала вердикт своего главного конкурента - Каннского кинофестиваля. Увенчанный двумя Пальмовыми ветвями, фильм датского режиссера в финальной схватке за "Оскара" участвовать не будет. В номинации "лучший иностранный фильм" нам остается болеть за ладную, но не выдающуюся "Суку-любовь" Алехандро Инаритту, уже месяц идущую в Москве.


Но главной сенсацией оскаровского марафона-2000 стал двойной успех Стивена Содерберга. Сразу два его фильма - "Эрин Брокович, красивая и решительная" и "Траффик" - попали в номинацию "лучшая картина". Наконец-то Содерберг остепенился. Десять лет назад он тоже выдвигался на "Оскара", но имел неосторожность получить главный приз в Канне, и его "Секс, ложь и видео" киноакадемики проигнорировали. Американцам европейские фестивали не указ. К тому же "Секс, ложь и видео" были хоть и скучноватой, но попыткой поэкспериментировать с фактурой киноизображения. А в битве за "Оскара" авангардное кино обречено. И Содерберг начал изживать формализм. Результат налицо: "Траффик" - эпопея о борьбе с наркоторговлей, "Эрин Брокович" - сага о трудной женской судьбе.


Вместе с политкорректными драмами Содерберга на финальную оскаровскую прямую вышли "Шоколад" Лассе Хальстрема - с Жюльетт Бинош, "Гладиатор" Ридли Скотта, успешно обновившего жанр исторического "пеплума", и "Крадущийся тигр, прячущийся дракон" Энга Ли. Тайваньскому режиссеру, очевидно, надоело исследовать "чувства и чувствительность" эпохи романтизма и Уотергейта, и он вернулся к любимому жанру боевых искусств. Таинственный заголовок его фильма - это всего лишь названия приемов кун-фу. Чистота жанра приветствуется киноакадемиками.
Судя по результатам конкурсов среди критиков и профессиональных гильдий, больше всего шансов на успех у правильных, непретенциозных лент, авторы которых насаждают чувства добрые и будят милость к детям, полицейским и многодетным матерям. В актерском соревновании та же картина. Старомодное очарование Жюльетт Бинош ("Шоколад") вчистую проигрывает напору Джулии Робертс ("Эрин Брокович"). Истинный американец, сыгранный Томом Хэнксом ("Изгой"), легко обходит маркиза де Сада в замечательном исполнении Джеффри Раша ("Перья маркиза де Сада").


Победителем по числу номинаций стал безупречный "Гладиатор" Ридли Скотта. Снятый в стиле нацистских эпосов Лени Рифеншталь, перенасыщенный спецэффектами XXI века, он славен не только техническими достижениями (номинации - "звук", "музыка", "монтаж", "визуальные спецэффекты"), но и актерским дуэтом Рассела Кроу - "лучшая мужская роль" и Хоакина Феникса - "лучшая мужская роль второго плана".

Виктория Никифорова

___


А теперь успокоимся, присядем и разберемся, что к чему. То есть - откроем солидные исторические источники и посмотрим, как все было на самом деле. Это как минимум не помешает. Итак. Император Марк Аврелий, согласно исторической традиции, не был задушен своим сыном Коммодом. Он умер от чумы в лагере на Дунае. В свою очередь, Коммод не погиб на арене Колизея. Он был убит в результате заговора. Тот, кто хочет узнать об этом подробнее, может обратиться к книжке "Императорский Рим в лицах" - там собрана масса источников, которые вызывают больше доверия, чем Дэвид Х.Францони, написавший сценарий для фильма Ридли Скотта.

Тот, кто хочет получить качественный экшн, может спокойно смотреть "Гладиатора" - это действительно качественный экшн. Если вам больше по душе настоящее историческое кино, лучше обратиться к "Храброму сердцу" или "Елизавете". Там, конечно, тоже есть фактические ляпсусы. Но там есть история. В "Гладиаторе" есть только красивые исторические картинки, снятые с большим прилежанием и с огромными затратами. Я слышал замечание, что здесь все выверено, потому что, дескать, Ридли Скотт всегда тщательно изучает предмет, который снимает, и не допускает явных просчетов - то есть вы гарантированно не увидите "Ролекса" на руке у римского легионера. Так-то оно так. "Ролекса" я действительно не увидел. Но мне непонятно, откуда в Северной Африке во 2 веке могли взяться мавры в чалмах? Откуда в Римской империи оказались арбалеты, объясните мне, ради всего святого?

Представьте себе, что русский режиссер берется снять серьезный исторический фильм о… Скажем, о вторжении Вильгельма Завоевателя на Британские острова. Он может сидеть долгие годы в архивах и библиотеках, изучая хроники, узнать кучу информации о той эпохе. Но он не сделает настоящее кино. Потому что тема завоевания Британских островов будет ему глубоко чуждой. Уж не знаю, чего ради Ридли Скотт взялся за античную историю - Америке эта тема так же близка, как "Камасутра" - римскому папе. Впрочем, похоже, я знаю ответ. Где-то я прочитал оброненную мимоходом фразу о том, что Америка не видела фильма из римской истории со времен "Спартака". Так бывает: человек живет и не подозревает, что ему нужен лимбургский сыр, и вдруг появляется какой-то ловкий промоутер и в два счета доказывает ему, что все эти годы как раз лимбургского сыра ему и не хватало.

Ну да ладно. Все эти замечания, в конце концов, можно счесть брюзжанием нудного типа, которому не посчастливилось прочесть и запомнить подлинную историю императора Коммода. А если говорить отвлеченно (скажем, с позиции рядового американского зрителя), то "Гладиатор" - это довольно занимательное шоу, в котором главное - не следить за исторической целесообразностью. Это - рассказ о судьбе вымышленного римского генерала (не было такого звания!) по имени Максимус, которого умирающий император Марк Аврелий просил стать правителем Рима. Однако Коммод (сын Марка Аврелия) был категорически против. Он приказал устранить Максимуса и стереть с лица земли его семью. С семьей получилось, С Максимусом - нет. Этот боец выжил, хотя и попал в рабы, а затем - в гладиаторы. И пробил час, когда перед Коммодом встали призраки прошлого.

Смотрите "Гладиатор", любители крупнобюджетного кино, занимательных спецэффектов и масштабных батальных сцен, где головы отрываются, как клешни у вареного рака, и при этом кровища хлещет фонтаном. Смотрите "Гладиатор", поклонники Рассела Кроу - тут он хорош. Просто хорош.

Джон Сильвер

___


Американский фильм "Гладиатор" как пример историко-художественного произведения

Вышедший на экраны мирового кинематографа в 2000 г. новый американский фильм "Гладиатор" стал ярким явлением в жизни кино. Фильм этот представляет особый интерес для любителей исторического жанра, поскольку вслед за такими признанными шедеврами, как "Спартак" (1960) и "Клеопатра" (1963), тоже американского производства, он демонстрирует еще одну попытку просмотреть вечно живые темы политической славы и личной судьбы на античном материале.

Попытки такого рода особенно трудны ввиду того барьера, который время воздвигло между ушедшей в Лету античной цивилизацией и новым временем, ввиду очевидной невозможности адекватного постижения жизни древнего греко-римского общества, а стало быть, и корректного использования античного исторического материала для проигрывания тех сюжетов, что, в силу природы человека, остаются вечными, - противостояния добра и зла, коллизии власти и нравственности. Естественно поэтому настороженное отношение и специалистов-историков, и просто образованных людей к художественным опытам, которые ставятся на почве античности, будь то литература, театр или кино.

Скажем сразу: на наш взгляд, новый американский фильм оказался опытом вполне удачным. Сюжет фильма почерпнут из римской истории конца II века н.э. Действие начинается с эффектной батальной сцены - очередной битвы римлян с воинственными северными варварами - германцами. Герой кампании - римский полководец Максимус, который верой и правдой служит своему отечеству и престарелому императору Марку Аврелию. Последний, чувствуя приближение смерти и беспокоясь о судьбе Римского государства, решает сделать своим преемником не собственного сына - тщеславного и жестокого Коммода, а испытанного в боях Максимуса. Коммод упреждает отца, собственноручно убивая его, а затем расправляется и с отказавшимся служить ему Максимусом. Благодаря исключительной отваге Максимус сумел вырваться из рук убийц. Он спешит на родину, чтобы спасти от расправы свою семью, но, достигнув своей виллы, находит только трупы жены и сына. Обессиленный, он попадает в руки работорговцев, и его принуждают стать гладиатором. Он выходит победителем из ряда поединков в провинции, а затем и в Риме, где его успехи на арене Колизея привлекли, наконец, внимание императора Коммода. Узнав, что прославленный гладиатор - ускользнувший от него полководец, Коммод пытается еще раз погубить Максимуса, но в схватке на арене амфитеатра воин-гладиатор, несмотря на предательски нанесенную ему смертельную рану, повергает своего коварного врага и таким образом, ценой собственной жизни, освобождает Рим от тирании.

"Гладиатор" относится к разряду фильмов действия (action movies), но стремительно развивающаяся интрига насыщена великолепными драматическими сценами. Замечательны беседы Марка Аврелия с Максимусом и Коммодом, объяснения Коммода с его сестрой Луциллой, беседы антрепренера гладиаторов Проксимо с Максимусом, разговоры римских сенаторов Гракха и Гая, заключительные встречи и обмен репликами Коммода и Максимуса.

Замечательны и те темы, которые обсуждаются в этих сценах, те суждения, которые высказываются заглавными персонажами: примат интересов отечества, долг политика заботиться о славе Рима, о собственной посмертной славе (Марк Аврелий, Максимус); иллюзорность римского величия, которое остается всего лишь идеей, иллюзорность и самой жизни, которая - всего лишь сон, и притом дурной сон (Коммод); низменность интересов и настроений римской гражданской массы, всегда готовой, в отличие от немногих государственных мужей, поддержать правителя-тирана за дешевую подачку - очередное представление гладиаторов ("сердце Рима - не мрамор сената, а песок Колизея", как замечает один из сенаторов).

Эти драматические сцены не только прекрасно поставлены режиссером Ридли Скоттом - они и сыграны надлежащим образом превосходными исполнителями. Великолепны два первых протагониста - Рассел Кроу (Максимус) и Хоакин Феникс (Коммод), воплощающие диаметрально противоположные начала чести и коварства. Хороши и убедительны - каждый в своей роли - Ричард Харрис (Марк Аврелий) и Оливер Рид (Проксимо), Конни Нильсен (Луцилла) и Спенсер Трит Кларк (юный сын Луциллы Луций Вер).

Как всегда в подобных американских фильмах хороши массовы сцены: битва римлян с германцами, встреча Коммода с сенаторами, схватки гладиаторов, в особенности сражение пехотинцев с боевыми колесницами на арене Колизея. Добавим к этому отличные пейзажные съемки, создающие надлежащий фон и настроение, и неплохое музыкальное сопровождение, особенно в лирических сценах.

"Гладиатор" - красочный фильм, дающий яркое художественное воспроизведение картин из жизни древнего Рима. Но ценность фильма не только в его красочности, но и в его духовном настрое - в воспроизведении извечных истин, идей-антиподов, благородства и низости, чести и позора, хрестоматийная ясность которых отнюдь не мешает им оставаться актуальными во все времена. К этому надо добавить превосходно переданный общий колорит мрачной жестокости, который и в самом деле был присущ жизни древнего Рима. И в этом плане, как, впрочем, и во многом другом, "Гладиатор" является достойным продолжателем той линии, которая была намечена "Спартаком" и "Клеопатрой".

Значит ли сказанное, что новый фильм Ридли Скотта безупречен во всех отношениях? Нет, конечно. И ему, как и любому произведению, свойственны некоторые недостатки и, разумеется, неточности. Укажем хотя бы на хаос в подборке имен собственных: фантастическая триада имен главного героя, усугубленная в русском переводе формой "Максимус" вместо "Максим", притом что прочие латинские имена на -ус предаются более традиционно и более благозвучно, без этого окончания (Марк, Коммод, Гракх, Гай, Луций); разнобой в именах сенаторов - Гракх (cognomen, семейное имя) и Гай (praenomen, личное имя); странная форма "Проксимо" вместо более естественной "Проксим".

Однако, это едва ли не единственные неточности или шероховатости, которые задели наш слух. В целом же фильм производит впечатление достоверности - постольку, конечно, поскольку мы имеем здесь дело с художественным произведением, а не учебно-научным пособием. С этой точки зрения, нам представляются неоправданными и мелочными придирками замечания вроде тех, что представлены в рецензии М.Лютого (опубликована в Интернете на сайте xlegio.enjoy.ru): что-де Марк Аврелий умер от чумы, а не от руки сына-злодея (как будто мало примеров официальных версий насчет смерти правителя от болезни, между тем как он мог быть удушен заговорщиками из числа самых близких ему людей); что такого популярного полководца, как Максимус, невозможно было сместить с командования (а судьба Германика при Тиберии, или Корбулона при Нероне, или Агриколы при Домициане?); что невероятно представить себе римского императора на арене амфитеатра (между тем как древний биограф Коммода определенно свидетельствует о многократных выступлениях императора в качестве гладиатора) и пр. Мы уже не говорим о таких поистине мелочах, как использование в фильме римскими кавалеристами стремян.


В художественном произведении возможны вольная компановка деталей и анахронистическое использование атрибутов, лишь бы это не вредило общему восприятию, передаче общего исторического колорита, а еще более - заглавной идее. Посмотрите на картины и офорты Рембрандта на библейские темы - какие фантастические подчас костюмы и уборы у его персонажей! Вспомните романы Бертольта Брехта ("Дела господина Юлия Ц.") и Лиона Фейхтвангера ("Иудейская война") - какая решительная модернизация событий, явлений, образов! А знаменитые "Три мушкетера" (с их продолжениями) Александра Дюма: как вольно творится здесь история, где действия реальных королей и их министров подправляются, а подчас и направляются созданными фантазией писателя персонажами.

Тем, кто настаивает на безусловном соблюдении исторической правды творцами художественных произведений, полезно было бы познакомиться с парадоксальным, с первого взгляда, суждением немецкого писателя Густава Майринка (1883-1924), на которое обратил наше внимание наш коллега Андрей Валентинович Петров: "Каждый раз, стоило мне только с самыми благими намерениями сесть за письменный стол, как внутренний голос начинал издеваться надо мной: да ты, брат, никак вознамерился осчастливить мир еще одним историческим романом?! Или не ведомо тебе, что все "историческое" отдает трупным душком? Неужели ты думаешь, что этот отвратительный, сладковатый запах тлена можно превратить в свежее, терпкое дыхание живой действительности?" (Г.Майринк. Ангел Западного окна / Пер. Вл.Крюкова. Киев, 1994, стр. 8).

На самом деле в природе любого историко-художественного произведения заложена известная перелицовка исторического материала, без чего невозможен духовный презентизм, который один только и делает данное произведение исполненным актуального звучания и интереса. В "Гладиаторе" такая вольность и перелицовка есть, но в такой именно пропорции к исторической реальности, которая служит гарантией воспроизведения некой актуальной духовной коллизии на условно достоверном историческом фоне, без несущей скуку рабской привязанности к историческим деталям.

Э.Д.Фролов

____


С "Гладиатора" Ридли Скотта началась настоящая популярность Рассела Кроу. Конечно, колоритный австралиец был известен и до выхода этой грандиозной исторической драмы, а годом ранее даже выдвигался на "Оскар" за лучшую мужскую роль.

Но до "Гладиатора" имя Кроу больше грело душу критикам, а не зрителям. Успех же картины Ридли Скотта был таким неожиданным и ошеломляющим, что к ногам Кроу упал буквально весь мир, включая и дядюшку "Оскара", что было встречено громкими аплодисментами и одобрительными улюлюкиваниями.

Справедливости ради стоит сказать, что роль Кроу в "Гладиаторе" совсем не "оскаровского" калибра в отличие от картины в целом. Многотысячная массовка, потрясающие поединки, история о мести и справедливости - киноакадемики любят такие истории. И пусть до этого жанр пеплума был уже несколько десятилетий как мертв, мастерство постановщика (обидно, что Ридли Скотт в очередной раз остался без золотого истуканчика!) возродило голливудскую моду на масштабные постановки времен Древнего Рима.

Отношение к "Гладиатору" может быть двойственным еще и потому, что с исторической точки зрения, картина, хм - откровенная клюква. И если вы знакомы с историей, то фильм вас,. скорее всего, разочарует. Именно по. этой причине, кстати, от главной роли отказался Мэл Гибсон.

Но не будем слишком строги. Представьте, что получилось бы, не возьмись за дело такой талантливый режиссер, как Ридли Скотт, и такой харизматичный актер, как Рассел Кроу. Благодаря им забываешь о всей несуразности сценария и просто наслаждаешься увлекательно рассказанной историей, сдобренной первоклассными спецэффектами, которые - парадокс - не выглядят лишними в фильме о делах давно минувших дней.

___

Киноляпы


1.Очень хочется отметить тот факт, что главная ошибка допущена в русском дубляже картины, где древнеримские имена произносятся по-английски: Максимус, Коммодус и т.д. По-русски же эти имена следует произносить тоже с ударением на первый слог, но без окончания «ус», так же, как Марк Антоний, а не Маркус Антониус, Тит Андроник, а не Титус Андроникус и т.д. Загляните в Большую Советскую Энциклопедию.
2.Имя главного героя. «Maximus» по - латыни означает «Величайший». Даже Гней Помпей был просто «Магн», то бишь «Великий»... В качестве почётного прозвища «Maximus» сгодится, но не более. Сомневаюсь, что подобным образом можно было назвать ребенка.
3.Ещё раз имена. Ну оставьте в покое невинно убиенных братьев Гракхов и поищите в хрестоматиях любое имя, хотя бы чуточку распространённое в сенаторской среде! А что это за Фалко?! Что за «сенатор Гай»? Вы можете представить, чтобы современного политика представили: «Знакомьтесь, депутат Верховной Рады Серёжа»?! А слуга Максима по имени Цицерон? Кажется, что больше всего голливудские режиссёры боятся показаться умными... А так - любой ламер с образованием на уровне табуретки скажет: «О, знакомое имечко, где-то я его слышал!» И ему станет приятно на душе.
4.Оружие и доспехи. Не претендую на роль специалиста, но не кажется ли вам, что римская конница уж слишком напоминает польских гусар из «Огнём и мечом»? То, в чём выходят на бой гладиаторы, вообще ни в какие ворота не лезет. Сцены огненного стрелометания в германцев напомнили пародию на фильмы о Робин Гуде. И потом, - Голливуд просто достал: в каждом фильме у него успешно сосуществуют мечи и шпаги на расстоянии в десятки метров. Рекомендую авторам сценария попытаться проделать нечто подобное в реальной жизни.
5.Битва при Заме, которую изображают гладиаторы, призванные играть варваров-карфагенян, полный бред. Хотя она и случилась на самом деле в 202 г. до н.э., но выглядела совсем не так. Распорядитель игр произносит: «Встречайте легионеров Сципиона Африканского!» (если смотреть в плохом переводе, у вас и вовсе ум за разум зайдёт - переводчик озвучивает: «Легионеры, скифы и африканцы!» Скифы-то тут причём!?), - и из ворот вылетают колесницы с какими-то амазонками!!! Это и есть римские легионеры?
6.Простите, куда это приволокли обращённого в раба главного героя? Море он, вроде бы, не пересекал (а ведь дом его находился в Испании), но явно попал в какой-то арабский город с мусульманскими мотивами! Это в конце II века нашей эры? Если уж не боитесь Бога, то хоть Аллаха побойтесь, - ислам получил распространение 500 лет спустя, а арабы пришли в Испанию ещё позже...
7.До каких пор римских военачальников будут именовать «генералами» - спасибо, что не генерал-лейтенантами? Ну не было в Древнем Риме генералов!
8.Самая противная сцена - политическая программа Луциллы, которую она толкает над телом покойного Максима (кстати, его прототипа сыскать в истории не удалось. В 235 г. пришёл к власти некий Максимин Фракиец). Реальный Коммод погиб куда позже и прозаичнее.
9.Третья Маркоманская война шла за 10 лет до смерти Марка Аврелия.
10.Марка Аврелия никто не душил - он умер от чумы после похода на Парфию.
11.Марк Аврелий умер в возрасте 57 лет, а показывают нам какого-то старца с признаками болезни Альцгеймера (старческого маразма).
12.Можно заметить, что мечи не настоящие, а пластиковые (не знаю, как там насчёт доспехов, но, скорее всего, они тоже из какого-нибудь кожезаменителя). Особенно отчётливо это видно, когда на Совете Коммод поднимает над головой свой меч, а он... полупрозрачный, т.е. плексиглас, покрашенный серебрянкой, сквозь него всё видно. Да уж, ослаб нынче народ! Современный мужик уже не может помахать настоящим мечом, рука отваливается.
13.После боя с Максимом Тит падает на песок с поднятой маской-забралом. А в следующем кадре видно, как Максим мечом поднимает забрало, чудесным образом оказавшееся на лице Тита.
14.Эпизод в начале фильма: Максим угощает своего коня яблоком. Если Вы посмотрите чуть ниже его руки, то наверняка заметите кусочек мистического человека в джинсах, пятящегося назад. Чаво енто он там делает? Вот такими продвинутыми, оказывается, были древние римляне :)
15.Во время битвы с варварами одна из колесниц переворачивается. Сквозь клубы пыли вы можете разглядеть баллон со сжатым воздухом.
16.В небе Римской империи был замечен белый след от реактивного самолета, а когда Максим возвращается домой, на пшеничном поле около его дома видны следы трактора.
17.Накануне одного из боёв гладиаторов кто-то раздает рекламные листовки, - это за несколько сот лет до изобретения печатного станка.
18. Сёдла и стремена, изобилующие в фильме, также появились гораздо позднее.
19.В сцене, когда рабы впервые сражаются на арене, приятель Максима бросает ему меч с криком «Максим!», хотя в то время ещё никто не знает его настоящего имени (даже друг), а все зовут его просто - «испанец».
20.Первая битва происходит зимой. Но римляне зимой не воевали. Да-да, сидели дома и лишь охраняли границы.
21.Убитый Марк Аврелий дышит, не стесняясь, в тот момент, когда Луцилла приветствует Коммода как нового императора. :)
22.Тигров выпускали против рабов и простых людей, но не против гладиаторов.
23.Историки говорят: «ДО СИХ ПОР мы не знаем, каким жестом древние римляне решали судьбу гладиатора, хотя известно, что они использовали руку (как и требовавшие пощады гладиаторы), но КАКИМ ОБРАЗОМ - можно лишь гадать». А вот в современной энциклопедии Кирилла и Мефодия указана полная лабуда из мифа, придуманного позже (такие же жесты и в самом фильме).
24.Все имена сенаторов придуманы в Голливуде, в том числе взяты из других, неисторических, фильмов, как вы уже догадались. А вот что мне удалось раскопать: Коммод Луций Элий Аврелий Марк Антонин (Lucius Aelius Aurelius Commodus) римский император в 180-192 годах, последний представитель династии Антонинов, сын Марка Аврелия и императрицы Анны Фаустины.
Увлечением Коммода было гладиаторское искусство и, когда в 180 году он стал полновластным императором, все силы империи были направлены на устройство грандиозных зрелищ. Император лично участвовал в гладиаторских боях с людьми и дикими животными. В 183 году он жестоко расправился с участниками заговора, который возглавляла его сестра Лицилла.
Есть в анналах и военачальник Максим Квинтиллиан (Maximus Quintillian), друг Марка Аврелия, отличившийся в борьбе с маркоманами - германскими племенами (ну и племя, почти как наркоманы :-). Только тот Максим был убит сыном Марка Аврелия, Коммодом.
25.Конная статуя Марка Аврелия на площади Капитолия в Риме (в средние века считавшаяся монументом Константина Великого) - самый знаменитый памятник искусства его времени.
26.В античные времена статуи, бюсты императоров и философов раскрашивались а-ля натюрель. Мы же видим статуи не раскрашенными, то есть такими, какими они дошли до наших дней, утратившими цвет.
27.Маловероятно, чтобы по прибытии в Колизей Максима узнал только Коммод. Как-никак, главнокомандующим северных армий был человек.
28.Гладиаторы-женщины никогда не допускались в мужские поединки.
29.Тени в Колизее отсутствуют. Бои в Древнем Риме проводились после обеда, часиков в 16-17, места на теневой стороне стоили намного дороже, чем на солнечной. А в фильме поединки происходят где-то в районе полудня.
30.Трон Коммода выполнен в стиле Ампир XVIII века.
31.Иператор вечно торчит на видных местах без охраны.
32.В Древнем Риме только весталки могли находиться в рядах мужчин. Все зрители-женщины располагались на последнем кольцевом уровне Колизея. А в фильме мы видим толпу из мужчин и женщин.
33.Во времена Марка Аврелия все командующие легионами были сенаторами, имели места в Сенате Рима. Когда генерал Максим прибывает в Колизей, он видит его в первый раз. Это странно!
34.Стекло в те времена стоило баснословно дорого. Из стеклянных бокалов пили только в дорогущих заведениях, и уж никак не в «кафешке» при Колизее.
35.Господа ботаники установили, что сорт пшеницы, показанный в фильме (Максим на поле), появился лишь в 1950-х годах. Да и по геометрии полей видно, что их засевали тракторами.
36.После того, как Максим «загасил» непобедимого воина, левая часть шеи у него - в крови. Появление Коммода действует исцеляюще (очищающе) - кровь исчезает. То же самое и с кровью тигра на шее героя.
37.Некоторые публичные речи к толпе снимались в Plazza di San Marco, заметна архитектура позднего Ренессанса. Даже не потрудились убрать статуи римских пап (принципиальных католиков).
38.Да и дом Максима относится к XV веку.
39.В начале фильма армия германских варваров поет зулусские песни.
40.Когда Максим прибывает в Рим, на его плече нет шрамов, а они должны были остаться после того, как удалили клеймо.
41.Римляне, защищая себя щитами от германских стрел, почему-то ржут от удовольствия! Кто снимался в массовках, без труда сможет их понять! :)))
42.Нет нужды говорить «Огонь!», отдавая приказы в Древнем Риме. Пушки изобретут потом.
43.В одной из сцен все флаги развеваются к центру Колизея, а как же ветер?
44.В начале фильма, перед битвой, Максим говорит, что через три недели время собирать урожай. А ведь зима! Может, всё-таки, сеять?
45.Когда Максим умирает и возносится на Елисейские поля, в кадре идёт не Рассел Кроу - и походка, и телосложение другие. Не уж-то дублёр? Опасная штука - загробный мир!
46.Многие легионеры вооружены слишком длинными мечами для того времени. В паре со щитом использовались короткие мечи - они удобнее.
47.Погода во время битвы с германскими варварами меняется ежесекундно: снегопад, легкий снег, солнце, снег...
48.Когда Луцилла закрывает умершему Максиму глаза, видно, что при прикосновении её руки веки Рассела Кроу начинают дрожать (естественная защитная реакция человека).
49.Колоритная змея, которую показывают в ночной сцене, обитает только в пустынях Северной Америки.
50.Гребни шлемов на воинах - древнегреческие. У римлян были не такие.
51.В схватке с воинами на колесницах Максим завладевает конём, оборудованным седлом со стременами. Заметьте, колесничным конём, для которого не требуется седло, даже если бы сёдла тогда уже были изобретены...
52.Когда римляне выпускают стрелы в германцев, они стреляют по манекенам.
53.Что-то с арифметикой. В битве с варварами у Максима 4000 воинов + ещё 2000 = 6000 всего (!). После сражения он говорит, что потерял 2000 убитыми, а затем докладывает, что его ждут 5000 человек.
54.Да, гладиаторы из разных мест могли общаться на одном языке - повсеместно в ходу был греческий.
55.Насколько известно, сын Максима был затоптан лошадьми, а Коммод говорит: «Он визжал как баба, когда его прибивали к кресту». Впрочем, Коммод мог и соврать...
56.По идее, Максим мог получить прозвище Испанец («The Spaniard»), хоть римляне знали тогда Испанию как Иберию. Есть мнение, что кличка произошла от слова Hispania. Такой провинции у римлян не было. Это слово слишком общее - обозначало довольно обширную область (как сейчас, к примеру, Скандинавия).И все же прозвище неудачное. Слова «Испания» (Spain) и «Хиспания» (Hispania) - далеко не одно и то же.
57.Ещё до того, как римлянам была подана команда «Пли!!!», кто-то уже обстреливал немцев без команды. В следующем кадре стрелы исчезают.
58.Людей для массовки явно не хватало. Часть римских воинов заменили манекенами.
59.Уже после сражения на заднем плане заметна лошадь, прикованная цепью за заднюю ногу. Чтобы не убежала.
60.Эпизод, в котором Хаген испытывает вновь прибывших гладиаторов. После того, как Хаген ударил Максима первый раз, на заднем плане вы можете видеть воина, который берёт стакан. После второго удара на заднем плане виден только стакан, - воин исчез. Вместо воина в рядах сидящих гладиаторов появляется ещё один человек. Как только Хаген собирается ударить Максима ещё раз, воин со стаканом снова возвращается в кадр.
61.Специально для слабонервных сообщаем, никого в фильме по настоящему не зарезали. :-) Все удары наносились мимо.
62.И руки рубили не настоящим людям, а манекенам. В кадре заметна линия по которой отделяется рука.
63. А в этом кадре голова манекена отделяется еще до удара.
64.В том эпизоде, в котором Максим сражался против шести гладиаторов, а потом бросил меч в толпу зрителей, камера показывает панорамный вид трибун. В левой части кадра можно увидеть оператора с камерой (человек в белой футболке).
65.В этом же эпизоде меч у Максима поочередно оказывается то в левой, то в правой руке.
66.После первого сражения в Колизее Коммод изъявляет желание встретится с Максимом. Командующий преторианцами приказывает гладиаторам бросить оружие. В этот момент на трибуне можно увидеть зрителя с пластиковой бутылкой воды.
67.Когда Максим возвращается из Рима и впервые встречает Коммода на арене, он наклоняется, чтобы поднять наконечник стрелы. На крупном плане видно, что стрелу поднял кто-то другой.
68.Но и это ещё не всё, - подошва на обуви Максима почему-то резиновая.
69.Во время сражения с «амазонками» одна из них только что неслась на колеснице, но в следующем кадре её лошадка уже отдыхает.
70.В этом кадре видно, что колесницей управляет мужик в черном комбинезоне и в обуви на «тракторной» подошве. Римляне действительно очень продвинутые :-) обувная промышленность на высоте.
71.Максим только что срубил головы двум амазонкам. А меч сверкает, на нём совершенно нет следов крови. Секундой позже она появится, чтобы не нарушать ход событий.
72.Максим на лихом коне совершает боевой разворот. Сцена эффектная, но ради неё пришлось сделать зеркальный разворот кадра. У Максима меч в левой руке и защитная накладка на правом плече. В следующем кадре - все нормально.
73.Хлеба и зрелищ!!! Когда камера показывает вид со стороны трибуны распорядителя игр, то повозки с хлебом находятся ближе к центру поля. А когда камера показывает вид со стороны трибуны императора, то повозки у самых трибун.
74.Вместе с Максимом и Коммодом на арену в подъёмнике поднималось около 20-ти воинов. Но уже на арене воины размножились и их стало более 40-ка человек.
75.Коммод очень обиделся на Максима. А всё из-за того, что тот погнул его резиновый ножик.
76.Умирающий Максим падает на песок и в последний момент вспоминает, что по сценарию с левой стороны от него должна стать Луцилла. Максим предусмотрительно убирает левую руку.
77.Лежать в таких доспехах очень неудобно. Голова сильно запрокидывается назад. Максиму делают подушку из песка.78.Во время второго поединка Максима в Зуккабаре он наносит рану третьему своему сопернику, при этом кровь брызжет на правую руку Максима. В следующем кадре кровь на руке исчезает.
79.У Хагена на спине явно что-то подложено. Может, доска?80.Тени исчезают в полдень.
81.Тотализатор в Риме? В те времена?82.После смерти Максима заметно, как пульсирует жилка на его шее.
83.Когда Марк Аврелий вспоминает о своем правлении, он говорит о 25 годах, но почему-то при этом упоминает «четыре года в
мире» и «20 лет в войне». Судя по всему, в математике он был не силен.
84.В то время как Коммод рассказывает своему племяннику Луцию о древнеримской истории, прическа мальчика несколько раз меняется.
85.Крупный план Луциллы дает нам возможность увидеть ее контактные линзы.
86.В эпизоде одного из гладиаторских поединков в доспехах Максима отражается кинокамера.
87.В то время, как Коммод и Максим поднимаются на арену, она покрыта лепестками красных роз. Когда же стража образовывает квадрат для поля боя, внутри него нет ни единого лепестка.
88.В начале обучения гладиаторскому мастерству Хаген бьёт деревянной палкой по левой раненой руке Максима, при этом никакой раны не видно. В следующей сцене, когда Максим удаляет с руки татуировку, поверх нее снова видна рана.
89.Во время первой битвы Максим втыкает в дерево обоженный и окровавленный меч. Когда же в конце боя Максим забирает меч, тот совершенно чист и блестит, как новый.
90.Когда Максим набирает горсть земли перед последней схваткой, на его одежде появляется кровь. Однако в момент, когда он берет меч, она исчезает.
91.В эпизоде, где Максим выходит на арену сражаться с гладиатором-галлом, он держит меч в правой руке, а щит - в левой. В кадре же, где Максим в последний раз направляется к галлу, меч оказывается в его левой руке, а щит - в правой. И наконец, в следующем кадре щит и меч опять меняются местами.


Категория: Статьи | Добавил: Elen (2012-01-19) | Автор: см. по тексту
Просмотров: 762 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Привет, дорогой друг! Сайт, который ты искал и нашел, раскроет перед тобой творчество и личность безмерно талантливого актера Хоакина Феникса. Здесь ты сможешь узнать о его жизненном пути из биографии, о фильмах, в которых он снимался, прочесть статьи и интервью, насладиться фотографиями отличного качества, посмотреть видео с различных мероприятий, скачать саундтреки, аватары и обои на рабочий стол, вступить в фан-клуб, а главное - пообщаться на форуме со своими единомышленниками! Желаю тебе приятного путешествия по сайту, и я надеюсь, что придя сюда - ты останешься навсегда. Ну а если у тебя возникнет желание и время помочь мне в развитии сайта, то пиши на joaq@yandex.ru - я всегда рада любой помощи! =)
Элен


ГлавнаяРегистрация Вход


Врожденный порокВрожденный порок

режиссер: П.Т. Андерсон
премьера: 2014 г.
роль: Ларри Спортелло
подробнее >>


ОнаОна

режиссер: Спайк Джонз
премьера: 2013г.
роль: Теодор
подробнее >>


ИммигранткаИммигрантка

режиссер: Джеймс Грэй
премьера: 2013 г.
роль: Бруно Вэйс
подробнее >>




Алена - Админ и Дизайн
Светик - Второй Админ
Сайт создан в системе uCoz - Хостинг
с 1.12.05 - В сети
Россия, Москва - Страна


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
_Shy_(35), Катюша(41)


Чего не хватает на сайте?
Всего ответов: 506



статистика