Индиец по происхождению М. Найт Шьямалан даже обиделся, когда после
появления фильма «Знаки» его сравнили со Стивеном Спилбергом, имея,
прежде всего, в виду знаменитую ленту «Близкие контакты третьего вида»,
в которой чуть ли не впервые на научном (уфологическом), а не только
научно-фантастическом уровне был поставлен вопрос о возможности контакта
с инопланетными существами. С той поры прошло 25 лет, и в американском
кино возобладали явно иные тенденции в подходе к уфологии. Дело не в
большей развлекательности современных лент о всевозможных «чужих», а в
том, что пришельцы стали трактоваться именно как захватчики,
безжалостные враги-убийцы, задумавшие изничтожить весь род человеческий
и превратить Землю в свою колонию. Этого не избежал и автор «Шестого
чувства», очень умного и весьма хитро выстроенного мистического триллера
о контактах другого типа — с потусторонним миром.
Поначалу
кажется, что и в «Знаках» он развивает некую почти буддистскую мысль
о том, что человек, а тем более — священник, который решил отказаться
от своего сана в знак протеста против Бога после того, как в
автокатастрофе погибла жена, оставив ему на попечение двух малых детей,
должен внутренне примириться с постигшим горем. Грэм Хесс обязан найти
в себе подспудные силы и духовную волю, чтобы вновь обрести гармонию
с окружающим миром, а главное — опять придти к вере во Всевышнего.
И мистические явления, связанные с загадочным возникновением кругов
на кукурузном поле (их не случайно ещё называют «ведьмиными плевками»
или «знаками дьявола»), словно посланы герою в качестве типичного
испытания на прочность его веры, в виде своеобразного искушения чем-то
оккультным, далёким от истинно религиозного знания обо всём сущем.
Однако
сценаристу-режиссёру-продюсеру (в одном лице) показалось мало этого
тайного, необъяснимого и непостижимого, с чем сталкивается бывший
сельский священник. Поддавшись новой моде на представление инопланетян
непременно как вторгнувшихся монстров, пусть и во вполне антропоморфном
облике, М. Найт Шьямалан, в первую очередь, убивает всякое подобие
захватывающей и мучающей истины, которая, согласно телесериалу
«Секретные материалы», должна быть всё время где-то рядом. Хесс вместе
со своим младшим братом Меррилом, несостоявшимся «королём бейсбола»,
начинает настоящую охоту за внеземными созданиями, которые третируют
обитателей уединённой фермы. Между тем уже вся страна охвачена страхом
от незаметно начавшейся «войны миров» — и, разумеется, по славной
американской традиции в столь расхожем голливудском кино своего рода
спасителями нации обязаны стать самые разочарованные и изверившиеся.
Оказывается, достаточно взять в руки нож или бейсбольную биту, чтобы
навести порядок в отдельно взятом фермерском хозяйстве, а значит — и в
целом государстве.
Тут можно смело, в отличие от «Шестого
чувства», раскрывать сюжетные секреты, поскольку герои Мела Гибсона
и Хоакина Финикса просто-таки приговорены к триумфальной победе
над нечистой силой. Самое же неприятное открытие (но не для американцев,
которые более дружно, чем зрители других стран, повалили в кинотеатры)
заключается в том, что высокая мораль и философский подтекст в итоге
сводятся к примитивному, чисто прагматическому выводу: после «разборок
с инопланетянами» священник уже готов вернуть себе свой сан и вновь
отпускать грехи местным прихожанам. На этом фоне даже «Изгоняющий
дьявола» Уильяма Фридкина покажется весьма глубоким по мысли
произведением.
Источник: http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/869939/ |