Отношение к данному фильму Ридли Скотта может быть двойственным даже
у тех, кто является давним поклонником этого англо-американского
режиссёра. Несомненно, что он сделал лучшую картину 90-х годов
со времени появления «Тельмы и Луизы», а некоторые заглядывают ещё
дальше в прошлое кинокарьеры Скотта. Он вернулся после неудачных
современных лент «Белый шквал» и «Солдат Джейн» опять в иную эпоху —
ведь все были убеждены с момента появления в 1977 году впечатляющего
дебюта «Дуэлянты», что место его творца в далёком минувшем (надо также
назвать «1492: Покорение рая» и вневременную «Легенду») или в будущем
(ставшие классикой жанра «Чужой» и «Блейд-раннер» говорят сами
за себя!).
И, видимо, не случайно, что именно Ридли Скотту
кинокомпания «ДримУоркс», одним из руководителей которой является Стивен
Спилберг, тоже теперь интересующийся историей наравне с фантастикой,
доверила ответственное дело возрождения когда-то (на рубеже 50—60-х)
чуть ли не самого популярного жанра исторических фильмов о Древнем Риме,
иначе говоря — «пеплумов». Это не значит, что в последующие сорок
лет вообще перестали снимать картины об античности, но чаще всё-таки
на телевидении или же не с таким мощным бюджетом в $103 млн., как у
«Гладиатора». Причём тут непременно надо учесть экономность
спилберговских продюсеров, которые умеют не тратить попусту деньги и,
в частности, не приглашают слишком дорогих звёзд, справедливо полагаясь
на то, что «вывезет сам материал». И это на самом деле случилось — всего
за 17 дней лишь в США лента Скотта собрала сумму, равную бюджету, а в
итоге получила в мире $457,6 млн., то есть в 4,5 раза превзошла затраты
на производство.
Постановщику «Гладиатора» удалось главное, в чём
он сам сомневался, а компании «ДримУоркс» и «Юнивёрсл» сильно
рисковали, что не вернут затраченные деньги. Ридли Скотт сделал
увлекательным и захватывающим зрелищем для современной публики, больше
привыкшей к фантастическим спецэффектам (как, допустим, в сцене гонок
в далёком будущем в ленте «Звёздные войны. Эпизод 1 — Скрытая угроза»),
ту старомодную, казалось бы, стилистику исторических суперколоссов,
что главенствовала два поколения назад. Подростки и юноши вроде самого
Скотта, которые некогда могли бегать в кинотеатры на масштабные экранные
полотна Сесила Блаунта Де Милля («Десять заповедей»), Уильяма Уайлера
(«Бен Гур»), Стенли Кубрика («Спартак») и Джозефа Лео Манкевича
(«Клеопатра»), теперь уже стали дедушками. А их сыновья (как, например,
Джейк Скотт в «Планкетте и Маклейне») успели отобразить давнее прошлое
с долей иронии, не очень-то заботясь об исторической достоверности.
Может
показаться, что и старший Скотт не отягощён задачей непременного
соблюдения верности эпохе, демонстрируя битву в Германии наподобие
кровавых побоищ в «Конане-варваре», сцены гладиаторских поединков
в Северной Африке — на манер «Искателей потерянного ковчега», а схватки
в Колизее с участием колесниц — словно соперничая с уже упоминавшимися
эпизодами гонок в картине Джорджа Лукаса. Режиссёр «Гладиатора»
действительно покоряет зрителей своим мощным умением создавать
врезающиеся в память батальные сцены и моменты гладиаторских боев. Но он
также, будто компенсируя недостатки первой части повествования,
навёрстывает ближе к кульминации остроту духовного противостояния двух
главных героев.
Максим был предводителем легионеров-победителей,
избежал смертельного преследования властей Рима и вынужденно стал
гладиатором. А новоявленный император Коммод не только пренебрёг
заветами отца, великого цезаря Марка Аврелия, но и ценой его гибели
и узурпаторства взошёл на престол. Последний личный поединок на арене
Максима и Коммода — это соперничество не за жизнь или смерть и даже
не за судьбу Рима, а типичное для творчества Ридли Скотта
иносказательное столкновение надмирных сил Добра и Зла. Смертельно
раненый Максим успевает нанести неотвратимый удар противнику,
благословить передачу власти Сенату, а потом удалиться в своих последних
грёзах в потусторонний мир, где его давно ожидают жена и сын, жестоко
истерзанные воинами Коммода.
Это должно бы свидетельствовать
о логическом продолжении постоянного скоттовского мотива о воспарении
от грубой реальности в немыслимые пределы инобытия. Но то ли художник
уже устал бороться с Голливудом на протяжении двадцати лет, то ли
сказалась потеря им верной тональности повествований в предшествующих
работах «Белый шквал» и «Солдат Джейн», то ли данный исторический
материал никак не соотносился с авторским желанием вознестись непременно
в горние сферы… В любом случае, эти эпизоды, окрашенные в мистические
цвета, представляются явно чужеродными и к тому же натужно выполненными.
Причём вряд ли подлежит сомнению, что это придумка самого постановщика,
а не навязывание воли продюсеров, как в некоторых излишне пафосных
сценах. Это тем более обидно, что в данной ситуации европейский автор
с репутацией яркого визионера и провидца вчистую проиграл самому себе
как американскому мастеру-профессионалу суперзрелищ. То, что это так,
подтверждает и самый высокий результат кассовых сборов, который
когда-либо имел в прокате фильм Ридли Скотта.
Источник: http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/855836/ |