В любом разговоре о фильме все пытаются не
замечать слона, у которого к тому же отличные адвокаты. Уверен, вы не
собирались в прямом смысле делать фильм про сайентологию. Так что нам
делать с этим слоном — поговорить о нем или забыть?
Aдамс: А мы можем поговорить и забыть?
Андерсон: Ну, не знаю. Вы только что отлично справились. Отлично сделано, просто супер.
Я имею в виду некоторые общие черты, никакой конкретики. Давайте все-таки это обсудим?
Андерсон: Хорошо, давайте.
Откуда взялась сама идея обратиться к зарождению секты — и к тому же секты в послевоенном обществе?
Андерсон: Для начала хочу сказать, что я не считаю это фильмом о
зарождении секты, окей? А то, что события развиваются после войны, —
это очень плодотворный материал, в смысле того, что это дает тебе много
всяких штук для хорошей истории. Я уже как-то говорил об этом, это было
время невероятного оптимизма, но также и время трупов, оставленных
позади. Как можно торжествовать по поводу победы, если все вокруг
напоминает о смерти? Все это каким-то образом должно подводить к
размышлениям о бренности, о том, что стало со всеми этими погибшими, и,
думаю, это как раз создает предпосылки для того, чтобы люди начали
задумываться о прошлых жизнях. Они хотят знать о том, что ждет их после смерти, и идеи, которые звучат в «Мастере», — о
том, что путешествия во времени возможны, что можно прикоснуться к
вещам, которые случились с тобой в прошлых жизнях. Это великая идея, мне
кажется. Это идея, полная надежды, это то, что меня завораживает
настолько, чтобы сочинить об этом фильм.
Давайте поговорим о том, как вы готовились к
фильму. Он напомнил мне «Лучшие годы нашей жизни», и, если не ошибаюсь,
вы сами упоминали фильм Джона Хьюстона «Да будет свет». Насколько
серьезно они на вас повлияли?
Андерсон: Ну, как по мне, это
хорошие фильмы, особенно «Да будет свет». Не уверен, что кто-то знает,
что зто за фильм — куча голливудских режиссеров во время войны как бы
были обязаны военным комитетом снимать фильмы про войну. Фрэнк Капра,
Джон Форд — у него прямо много, и Джон Хьюстон тоже решил снять кино о
госпитале, куда привозят солдат с войны. И снял. Когда это увидели в
военном комитете, то сразу сказали — даже не обсуждается, такое мы людям
показывать не можем. Потому что у них в руках были феноменальные
кадры. Феноменальные в том смысле, что все было очень наглядно и отлично
демонстрировало, в каком состоянии эти ребята возвращаются домой. Я
для фильма пару штук там подтырил — в некотором смысле это было важно
для разговора о связи времен, об этих путешествиях в свое прошлое. Это
был лучший источник информации о том, что из себя представляли госпитали
для ветеранов в то время. Так что мы из него почерпнули порядочно.
«Лучшие годы нашей жизни» — художественная версия на ту же тему, это
великий фильм, и он, очевидно, рассказывает ту же историю, просто с
другого ракурса. Что касается еще каких-то фильмов, даже не знаю. У меня
дома все время включен канал TCM (американский канал с классическими
фильмами — прим. ред.), серьезно, 24 часа в сутки — уверен, у
многих так. Я просто включаю его на кухне и дальше занимаюсь своими
делами. Даже если я не сижу и не смотрю ничего, эти фильмы все равно
проникают в подкорку и, хочется верить, впитываются и приносят тебе
какую-то пользу или идеи. Вроде того.
Aдамс: У меня все время включен Sprout (детский телеканал — прим. ред.). Видите, у молодежи другие источники.
Андерсон: Понимаете, я заставляю своих детей смотреть TCM. Держу им планку.
Aдамс: Я свою дочь заставляю смотреть The Wiggles (детское телешоу на Sprout— прим. ред.).
Андерсон: Очень советую, переходи на TCM.
Эми, вы играли жену мастера. Как вам работалось с Филипом Сеймуром Хоффманом?
Aдамс: Я с ним уже до этого
снималась, и я обожаю, обожаю, просто дико люблю Филипа. Так что играть
кого-то, кто обожает, восхищается и дико любит Филипа для меня было не самой сложной задачей. Но
было занятно в каком-то смысле меряться с ним силой, играть персонажа,
который в плане власти и характера ему ровня. Все прошлые разы я всегда
играла кого-то ниже его на голову, и было безумно круто пытаться его
пересилить, победить, потому что такие роли бывают только раз в жизни. Я
правда безумно уважаю его работы и оказаться вместе с ним на экране — большая честь. Не сложно было сочинять и снимать фильм с
двумя очень мощными, очень прописанными персонажами? Как вы умудрялись
найти баланс, чтобы они не превращались в кальку друг с друга?
Андерсон: А что, это не так? Нет, на самом деле я понимаю, о чем вы. Чтобы никого не обделить комплиментом, скажу, что они оба — очень
мощные подающие игроки, но в то же время они отлично умеют работать в
команде. Я как бы думаю, что главная ошибка молодых актеров — это, типа,
пытаться выпендриться, но самое приятное в зрелом актере, ну или в
актере, который на пути к тому, это способность к полной отдаче и при
этом отличное понимание, когда надо вылезти вперед, а когда осадить. И в
конечном итоге, мне кажется, всем куда веселее играть заодно, чем,
простите, меряться хуями.
Вы во многих фильмах изучаете тему власти, и в
этом конкретном случае ваши герои как раз соревнуются между собой.
Сложно руководить такой борьбой за власть?
Андерсон: Не сказал бы. Не припоминаю такого. Нет, серьезно, не
помню. То есть мы с Филом не первый раз работаем вместе, а Хоакин
влился в нашу компанию. Я просто говорю о них, как о людях, мы с
Хоакином до этого не сотрудничали, так что у нас был, конечно,
ознакомительный период, но как только процесс пошел, нам сразу стало
очень комфортно друг с другом. Ну а Эми с Филипом уже снимались вместе.
Так что мой ответ — нет.
Успех в Венеции вас не удивил?
Андерсон: Пока мы работали над
фильмом, то тоже нашли в каком-то смысле способ путешествовать во
времени, так что я на самом деле одновременно в двух местах: в Pizza Hut
и в Taco Bell (ого — прим. ред.).
Я би-локационен. Что, в Венеции? А, это было потрясающе, и Филип
[Сеймур-Хоффман] смог туда поехать, потому что у Хоакина [Феникса] были
другие дела, и просто поразительно, как они к нам там отнеслись. Самое
крутое, что они поделили приз на обоих парней, это очень клево,
поразительно.
Не обидно было, что «Золотого льва» у вас все-таки отобрали? Из-за этого нового, по вашим словам, правила (не давать одному фильму одновременно главный приз и приз за главную роль — прим. ред.), хотя я тут вычитал, что оно уже давно существует.
Андерсон: Мне достаточно одного
факта, что они вообще решили нас наградить, не важно как. До меня
доходили такие слухи, но меня очень вдохновляет сам тот факт, что наш
фильм просто как-то оценили. Это очень круто.
Вы не задумывались, почему «Мастер» так всех впечатлил?
Андерсон: Понятия не имею. Господи, я не знаю. Я не до конца понимаю, что происходит. Это довольно потрясающе, ну то, как люди на
него реагируют. Это большая честь. Нам было важно просто его показать,
но то, что в него так все втыкают и так о нем отзываются, — это, конечно, очень доставляет. Я правда не совсем понимаю, как это случилось.
Эми, что думаете об этом?
Aдамс: Если честно, многие из
моих знакомых пока не видели фильм. Так что мне немного сложно
комментировать, я не очень в курсе, как люди на него реагируют. Я могу
сказать, что я ощутила, когда его посмотрела, — абстрагировавшись от
собственных амбиций, что не так просто. Не знаю. Есть какое-то
интуитивное ощущение, которое работает на разном уровне. У Пола статус практически культового режиссера. Каково вам было с ним работать и как бы вы его охарактеризовали?
Aдамс: Должна сказать, когда я только подписалась на проект, мы с Полом встретились в ресторане, где проводили дезинсекцию. И мы тогда сказали: «Мы навсегда запомним этот момент, потому что из кухни вышел дезинсектор». Я не знаю, ты помнишь это? Я тогда подумала... знаете, в фильме есть момент, когда Филип говорит: «Дело серьезное, очень серьезное». И вот я ровно то же самое подумала. Что мне предстоит серьезное дело — сниматься у Пола Томаса Андерсона с Филипом Сеймуром Хоффманом и Хоакином Фениксом. Но
на самом деле было очень весело. Мы очень много смеялись на съемках. И
сама свобода экспериментировать, и даже лажать, она была поразительная. Я
не ожидала такого, я думала, все будет очень серьезно. Я была очень
серьезно настроена.
Вы изучали историю вопроса, все эти организации, дух времени, роль женщины в тех обстоятельствах?
Aдамс: Ага. Меня всегда
интересовала роль женщин в XX веке, потому что все очень быстро менялось
и наши роли стремительно трансформировались. Я давным-давно читала
книжку... и когда я начала размышлять над ролью, то сразу об этом
подумала, она называлась The Feminine Mystique, о роли женщин после
Второй мировой войны. Когда на нас свалилась вся эта ответственность,
потому что мужчины ушли на фронт. И я ее перечитала и много об этом
думала.
В фильме еще важную роль играет музыка. Можете рассказать, как вы сработались с Джонни Гринвудом (гитаристом Radiohead и автором саундтрека к «Нефти» Пола Томаса Андерсона — прим. ред.)?
Андерсон: Да, конечно. О чем мы с ним разговаривали? О господи. Мне кажется, первый разговор на тему у нас был года два назад, мы обсуждали кларнет — ну то, как нам нравится звук кларнета и как бы нам хотелось что-то с этим придумать. Вот так все банально, на самом деле. Джонни сделал пару демо со струнными, кларнетом, флейтами и всеми такими штуками, и мы просто начали примерять все
это к фильму. Так, туда-сюда в течение года. На самом деле немного
сложно оглядываться и вспоминать, как все это проходило. Он довольно
неорганизованный, я тоже, но в последний момент все сложилось.
Это первый раз, когда вы работали без вашего
постоянного оператора Роберта Элсвита — и, вдобавок, вы впервые снимали
на 70 мм. Не страшно было?
Андерсон: Ну да. Я впервые работал без Роберта, и это было довольно ужасающе. То есть я с ним с самого старта, он меня всему научил. Он
вел меня за руку и объяснял, как должно выглядеть кино, я серьезно. Так
что без него было немного грустно, но и полезно — я убедился, что смогу справиться без него. Михай [Малаймер-младший] оказался отличным партнером — его нашел и вырастил Фрэнсис Форд Коппола (Малаймер работал на трех последних фильмах Копполы — прим. ред.).
И мы с ним отлично понимали, во что ввязываемся с 70-мм пленкой.
Не то, чтобы у нас был какой-то хай-концепт «О боже, этот фильм просто
должен быть снят на 70 мм». Мы просто возились с камерами и пытались
подобрать что-то наиболее подходящее. А мне всегда нравится применять
технику не по назначению, экспериментировать. На 70 мм обычно снимают
эпики или батальные сцены, а мы с этой штукой собирались влезть в
интерьер, где люди просто сидят за столом и разговаривают. Но в этом был определенный смысл. Меня недавно на
интервью спросили: «Что публика должна увидеть такого на 70 мм?» И я про
себя подумал: «Ну еб твою мать». Если кто-то хочет что-то увидеть, то
начинает задаваться вопросом: «А что мне тут должны были показать». Но
на самом деле ты просто ищешь лучший ракурс, что-то, что заставит
зрителя поверить своим глазам. Все, что я видел через видоискатель,
правда напоминало времена 50-60-летней давности.
А можно узнать, почему Хоакина Феникса тут с нами нет?
Андерсон: Он слишком непредсказуемый.
Его роль, очевидно, требовала неплохой физподготовки. Вы долго репетировали сцену в тюрьме (Хоакин Феникс дерется с койкой — прим. ред.)? И не боялись ли, что он себя травмирует?
Андерсон: Ну нет. Я написал кучу
версий этой сцены — и мы много обсуждали, какой она должна быть.
Главное, что к моменту, когда мы должны были ее снимать, мы так и не
пришли к согласию — у каждого из нас была своя версия, что делать. Но мы
понимали, что Фредди не очень нравится в тюремной камере. И в
первом же дубле Хоакина понесло, и я понимаю, что надо беречь своего
актера, но ты еще думаешь про фильм, и камера включена, и если что-то
случится...
То есть в фильм вошел самый первый дубль?
Андерсон: Да.
Страшновато. Вы еще говорили, что этот фильм — история любви. Когда вы начинаете писать, то отталкиваетесь от личности или от общества?
Андерсон: Конечно, от личности. От Личности. Моя задача — придумать таких персонажей, точнее, поучаствовать в их создании, что в какой-то момент они начнут существовать помимо твоей воли, они
не зависят от тебя, а ты — от них. Ты просто в каком-то смысле
обслуживаешь их интересы. Если ты пытаешься своих героев к чему-то
подтолкнуть — ну, например, к какой-то сцене, а они туда не хотят, то
надо дать им просто разобраться самим, пусть двигают историю и делают
что хотят. Что выйдет — то выйдет.
А что думаете насчет оскаровской лихорадки?
Андерсон: Ну что, круто. Круто, нахрен.
Почему вы вообще именно Феникса на роль позвали?
Андерсон: Я давно хотел, чтобы Хоакин у меня снялся — мы часто это
обсуждали, но ни разу не получалось. И вот когда я начал писать
сценарий «Мастера», то обсуждал это с Филом. И оказалось, что мы оба
хотим поработать с Хоакином, но в то время он был занят на съемках «Я
все еще здесь». А потом все сложилось, потому что он закончил свой
фильм, а мы как раз собрались приступать к нашему. Просто поразительно,
как все эти вещи в жизни складываются сами по себе, и в итоге все идет
как надо. Это просто чудо — и так каждый раз. Все части головоломки
просто складываются, а если оглянуться, то видишь, что все твои
сомнения, все сложности, все в итоге решается как надо. |